Регистрация
Голосование
Откуда Вы узнали об Академии глаукомы ?
Из Интернет
50%
От коллег
50%
От сотрудника компании Pfizer
0%
"Сарафанное радио" пациентов
0%
Всего голосов: 2

Вы здесь

    Медицинское право. Вопрос № 2. О правовых вопросах охраны здоровья граждан РФ.

    В юридической литературе довольно трудно быстро найти и разобраться в нужных документах для медиков. Пришлите, пожалуйста, ссылку на публикацию или доклад по правовым вопросам, подготовленных практикующими офтальмологами.


    Медицинское право. Ответ на вопрос 2:

    Мы предлагаем ознакомится с работой Мухамедьяновой А.Ш., заместителя главного врача по клинико-экспертной работе Уфимского НИИ глазных болезней.

    Правовые вопросы охраны здоровья граждан в практике врача-офтальмолога.

    Мухамедьянова А.Ш., Азнабаев Р.А.

    ГБУ «Уфимский НИИ глазных болезней АН РБ», г. Уфа

    В процессе оказания медицинской помощи врач любой специальности берёт на себя не только профессиональную, но также моральную и юридическую ответственность за качество и последствия своих действий. В тоже время весьма сложные взаимоотношения врача и пациента должны строиться на основе знания и соблюдения правовых норм Российского законодательства.

    Цель: привлечь внимание коллег из области офтальмологии к некоторым общим правовым вопросам охраны здоровья граждан.

    Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Конституций субъектов Российской Федерации (Конституции Республики Башкортостан), Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 года No 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

    Конституция Российской Федерации является главным законом нашей страны, провозглашает права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, а их соблюдение и защиту - обязанностью государства (ст. 2).

    Особое место в Конституции Российской Федерации занимает глава 2 «Права и свободы человека и гражданина», в которой нашли отражение права и свободы, охватывающие все основные стороны жизни и деятельности человека, соответствующие нормам международного права и общепризнанному перечню прав и свобод.

    В своей повседневной практике работники медицинских организаций помогают гражданам, обратившимся за медицинской помощью, реализовать декларированное Конституцией социальное «право на охрану здоровья и медицинскую помощь...» (ст. 41 Конституции Российской Федерации и ст. 43 Конституции Республики Башкортостан).

    Большое значение для охраны здоровья граждан Российской Федерации имеет предусмотренная Конституцией возможность получать медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно. Реализация права граждан на бесплатное медицинское обслуживание происходит в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 года No 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 29.11.2010 года No 326–ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами.

    Помогая гражданам реализовывать свои права в области охраны здоровья, прописанные в Конституции, медицинские работники не должны нарушать их гражданские права, изложенные в ст. 21–24. В ст. 24 прописано, что сбор, хранение, использование и распространение информации о персональных данных человека и гражданина без его согласия не допускаются.

    На основании этой статьи, Федеральный закон от 27.07.2006 года No 152–ФЗ «О персональных данных» провозглашает своей целью обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, к которым относятся его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное положение, профессия и другая информация, являющаяся конфиденциальной.

    В то же время граждане при обращении за медицинской помощью должны уважать права работников медицинских организаций и не допускать действий, оскорбляющих их человеческое достоинство, что определяется содержанием ст. 19, 21 Конституции.

    Таким образом, Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 года No 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утвердив основные права и свободы человека, в том числе в сфере здравоохранения, ставит перед медицинскими работниками ряд серьезных организационных задач, решение которых во многом определяется совершенствованием действующего законодательства, в том числе в области охраны здоровья граждан.

    Основополагающими статьями Федерально- го Закона в практике любого врача, в том числе и врача–офтальмолога являются следующие:

    - ст. 10 - обеспечивающая доступность и качество медицинской помощи;
    - ст. 11 - не допускающая отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы;
    - ст. 13 - определяющая понятие «врачебной тайны», а так же условия, при которых сведения конфиденциального характера могут быть переданы другим лицам без согласия пациента или его законного представителя;
    - ст. 20 - указывающая, что необходимым условием медицинского вмешательства является дача гражданином информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство или отказ от него;
    - ст. 21 - предусматривающая возможность выбора врача и медицинской организации;
    - ст. 22 - в которой прописано, что каждый имеет право получить в доступной дл него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования и лечения;
    - ст. 70 - дающая определение понятию «лечащий врач».

    В связи с этим немаловажное значение в практике врача-офтальмолога имеют довольно непростые аспекты прав больного и его информированного согласия на хирургическое вмешательство.

    Информировать пациента о состоянии его здоровья, результатах обследования, диагнозе заболевания, возможных результатах лечения и прогнозе, врачей обязывает статья 20 Федерального закона Российской Федерации от 211.11.2011 года No 323–ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

    В случае неблагоприятного прогноза заболевания или повреждения глаз, информация должна сообщаться больному или его родственникам в деликатной форме, если больной не запретил сообщать им об этом.

    Нельзя не упомянуть и о другом аспекте - оказании офтальмохирургической помощи без согласия граждан.

    Иногда офтальмологу приходится иметь дело с больным, которого необходимо госпитализировать и оперировать в бессознательном состоянии (кома, шок различного генеза). В соответствии с пунктом 9, 10 ст. 20 в таких ситуациях, вопрос о необходимости оперативного вмешательства решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий или дежурный врач с внесением решения в медицинскую документацию и последующим уведомлением об этом должностных лиц медицинского учреждения.

    Такая же тактика считается правомочной и в отношении недееспособных лиц.

    Пациенты с травмами глаз различного характера, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения нередко нуждаются в неотложном офтальмохирургическом вмешательстве, но не всегда способны адекватно оценить ситуацию и тем более дать информированное согласие на оперативное вмешательство в письменной форме. В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» тактика врача в таких ситуациях не обсуждается, и соответствующих установок по этим вопросам нет.

    Когда болезнь или травма глаза представляет реальную угрозу потери зрения или органа, а больной или его родственники, будучи в здравом уме и доходчиво проинформированные врачом о тяжёлых последствиях отказываются от операции, а т. к. согласно пунктам 3,4 и 5 ст. 20 они имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, то необходимо это оформить соответствующей записью в медицинской документации с соблюдением всех предусмотренным законодательством условий.

    Кроме того, в офтальмологической практике встречаются случаи, когда во время хирургического вмешательства под общим наркозом с информированного согласия больного, врач обнаруживает, что необходимо произвести более расширенную операцию, чего ранее не предполагалось.

    Возникает вопрос: должен ли хирург прекратить операцию, вывести ли больного из состояния наркоза и как спросить у него разрешения на дальнейшее оперативное вмешательство?

    В указанных ситуациях врач может взять на себя всю полноту ответственности, но, согласно ст. 48, с одним условием - решение принимать коллегиально и вносить его в медицинскую документацию.

    Весьма сложны и трудноразрешимы правовые вопросы курации офтальмоонкологических больных, нуждающихся в хирургическом лечении.

    Предлагать такому больному операцию, обсуждать с ним и его родственниками возможные исходы и последствия операции имеет право только тот офтальмолог, который непосредственно будет оперировать и лечить больного, и который берёт на себя личную ответственность за предстоящее лечение.

    Если предстоит довольно объёмная, радикальная и косметически небезупречная операция энуклеации или экзентерации орбиты, согласно ст. 22 офтальмолог обязан сообщить пациенту или его родственникам об этом, как и о возможности в последующем современного косметического глазного протезирования.

    Вместе с тем, офтальмолог должен помнить о том, что в соответствии со ст. 13 он несёт нравственную, гражданскую и юридическую ответственность за решение сложных и деликатных задач хранения врачебной тайны.

    В любой ситуации, где возникает вопрос о том, говорить больному правду о его заболевании или нет, с позиций биомедицинской этики и права врачу следует вести себя осторожно и продуманно, и поступать в каждом конкретном случае не только в соответствии с законом, но и принципами гуманизма.

    Выводы.

    Правовые вопросы в офтальмологической практике довольно сложны, а решение их нередко представляет определённые трудности. В связи с этим, от врачей–офтальмологов требуется систематическое совершенствование не только их профессиональной, но также и правовой подготовки.

    Источник:

    «Восток-Запад» Сборник научных трудов научно-практической конференции по офтальмохирургии с международным участием (Уфа, 6–7 июня 2013 г.) Под редакцией профессора М.М. Бикбова («East-West-2013» Proceedings of the International Scientific Meeting Editor-in-Chief MD M.M. Bikbov). Информационный партнер www.organum-visus.com


    При поддержке компании Пфайзер.

    Клуб знатоков. Портал Орган зрения www.organum-visus.com

    Внимание! Данная информация предназначена исключительно для ознакомления. Любое применение опубликованного материала возможно только после консультации со специалистом.

    Разрешается некоммерческое цитирование материалов данного раздела при условии полного указания источника заимствования: имени автора и WEB-адреcа данного раздела www.organum-visus.com, www.academy-glaucoma.com, www.ag.eye-portal.ru

    Материал к публикации подготовили Печерей Иван Олегович, Голубев Сергей Юрьевич.

    Материал подготовил: 
    Голубев Сергей Юрьевич

    Мы приветствуем Вас на обновленном сайте www.academy-glaucoma.com! Голубев Сергей Юрьевич Голубев Сергей Юрьевич